
Патриарх Кирилл: «Царь Иван Горозный творил дела беззаконные…»
Из выступления Патриарха Кирилла в Успенском соборе, июль 2009 года
«Царь Иван Грозный в последние годы своей жизни, окружив себя опричниной, творил дела беззаконные. Стремясь укрепить свою собственную личную власть, он расправлялся со всеми, кого подозревал в некой оппозиции. Море крови было пролито на Руси. И когда царь, после очередного набега на свой собственный народ, очередной расправы с теми, кого он подозревал, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы попросил благословения у митрополита Филиппа, тот благословения не дал. Это был великий знак всему народу, что царь творит беззаконие. Дорого стоило святителю Филиппу это пасторское, исполненное правды Божией, деяние. Он был отстранен, низвергнут, отослан в Тверь, и там, в Отроч Успенском монастыре, находился в заточении. Но даже в заточении он представлял для грозного царя опасность. Это был живой укор его совести. И именно поэтому грозный царь и убивает святителя. Он ушел из жизни отверженный, оклеветанный. Но ведь память об этом святителе невозможно было изгладить никакими царскими к нему отношениями. Эти отношения царя были очень и очень плохими. И конечно, многие люди, боясь грозного царя, повторяли вслед за ним ложь и клевету, возводя их на святителя. И наверное, боялись приехать к его могиле...».
В этом году исполняется 510 лет со дня рождения cвятителя Филиппа, Митрополита Московского.
До избрания на московскую кафедру был игуменом Соловецкого монастыря, где проявил себя как способный руководитель. Из-за несогласия с политикой Ивана Грозного и открытого выступления против опричнины попал в опалу. Решением церковного собора лишён сана и отправлен в ссылку в тверской Отроч Успенский монастырь, где был убит Малютой Скуратовым.
В 1652 году по инициативе патриарха Никона мощи Филиппа были перенесены в Москву. Он был прославлен для всероссийского почитания как святитель Филипп Московский. Память совершается 9 января, 3 июля и 5 октября (по юлианскому календарю).
О святителе Филиппе, митрополите Московском.
П.С.
Да, вот и я как-то замечал, как прекрасно верно говорит Патриарх когда говорит как пастырь, в отличие от того, когда он говорит как политик изощряясь в дипломатических танцах с чиновниками и идеологически акцентуированными социальными группами.
Journal information