![[Image]](https://ic.pics.livejournal.com/konstantinus_a/12940732/240892/240892_original.jpg)
Аркадий Малер (
* * *
Владимир Соловьев - великий русский философ, подлинный философ по всем возможным критериям, прежде всего, потому, что он был настоящим систематиком, и его система включала в себя онтологический и гносеологический базис, без которого любая философия превращается в литературу. Его значение в истории русской мысли невозможно переоценить - он сделал религиозную философию публичным, всеобщеинтересным делом, что на самом деле должны были сделать богословы из Духовных академий, но им было не до этого. Поэтому соловьевская линия десятилетиями господствовала в русской религиозной философии, привнеся в неё как положительные, так и отрицательные свойства. Под положительными я имею в виду христианский универсализм и философский систематизм, под отрицательными - невнимание к догматическим различиям и политический утопизм, следствием которого как раз является то игнорирование реальности политического, о котором говорит Борис Межуев. Вот это невнимание к различиям привело к тому, что христианский универсализм Соловьева без должной догматической самоцензуры и элементарного трезвомыслия привел его к пантеистическому мифу о "всеединстве", который на выходе породил откровенный космизм и "новое религиозное сознание" со всем его дурновкусием. В итоге идеи христианского европеиста Соловьева сегодня гораздо больше работают на любой нью-эйджевский и ориенталистский гиперэкуменизм, чем на чаемое им "сближение Церквей".
Но что касается чисто философской "кухни", то здесь его влияние на русскую мысль абсолютно плодотворно. Когда студенты открывают для себя русский Серебряный век и думают, что там будет всё та же публицистика, что и у "славянофилов" и "западников" XIX века, и что, вообще, русская философия какая-то недофилософия, то им надо дать задание прочесть "Критику отвлеченных начал" и только после этого обсудить с ними степень "философскости" русской философии. Сразу исчезает русофобская спесь и начинаются жалобы, что всё это слишком сложно. И вот хотя бы за это лично я Владимиру Соловьеву очень благодарен. Как писал А.Ф.Лосев в конце своей книги о Соловьеве "спасибо ему". В богословском же отношении Соловьев есть нечто, что следует преодолеть.
arkadiy-maler.livejournal.com/389894.htm
Ещё кое что:
Journal information