
Священномученик Иоанн Царскосельский (Кочуров)
Аркадий Малер напомнил одну важную дату в рамках Великой Русской Катастрофы начатой революционной смутой 1917 г. А именно о 100-летнем юбилее начала антихристианских гонений развёрнутых коммунистами сразу же после узурпации ими власти в октябре 17-го; первая жертва которых обрела свой мученический венец менее чем через неделю после узурпации. И, как ещё верно заметил Аркадий: "в обозримом будущем мы теперь каждый год будем отмечать 100-летие той или иной вехи Русской катастрофы, лет на сорок вперед хватит", - и, как минимум, на вдвое большее время хватит трудов на преодоление последствий Русской Катастрофы.
* * *
Из семьи потомственного священника, выпускник Рязанской духовной семинарии, замеченный в ревностном проповедничестве, Иоанн Кочуров уже в 1895 году по решению Синода был призван служить на другом конце Земли, в Аляскинскую и Алеутскую епархию, настоятелем Владимирского собора в Чикаго, где он не только окормлял местных жителей православного вероисповедания, но и развернул активную миссионерскую деятельность, обратив в православие 86 католиков, а в 1906 году был назначен благочинным Нью-Йоркского округа восточных штатов США. Но отец Иоанн не хотел, чтобы его дети (пять сыновей и дочь) учились в Америке и поэтому на следующий год решил вернуться в Россию. С 1907 по 1916 год протоиерей Иоанн служил сверхштатным священником Преображенского собора в Нарве, где также преподавал Закон Божий в мужской и женской гимназиях. В конце 1916 года столь опытный проповедник был переведен не куда-нибудь, а на один из самых ответственных “политических” приходов, в Екатерининский собор Царского Села. Не знал он тогда, что именно здесь, в столь поэтичном и величественном месте России, ему придется в течение года пережить две революции и встретить свою мученическую кончину.
31 октября (по стар.стилю) 1917 года, после многодневной героической обороны Царского Села казачьи войска потерпели поражение от большевистских красногвардейцев. Еще за день до этого протоиерей Иоанн участвовал в крестном ходе с молитвами о прекращении бойни и выступил с проповедью, призывая народ успокоиться. Когда же большевики вошли в город, то они арестовали всех священников, а поскольку отец Иоанн выразил им протест, то его неоднократно били и увели на царскосельский аэродром, отведенный для массовых расстрелов. Его сын-гимназист, один из тех детей, ради которых отец Иоанн вернулся в тревожную Россию из благополучной Америки, побежал за ним и увидел, как бравые строители светлого будущего хладнокровно расстреляли его отца – священномученика Иоанна Царскосельского. До официального декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», лишающего Церковь имущества и права юридического лица, осталось еще три месяца (23.01.1918), но первая жертва антицерковного террора уже появилась, а значит, и первый лик в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Journal information