14 июня умер выдающийся русский режиссёр и актёр Станислав Говорухин. Сегодня состоялись его похороны. Вечная память.
Пожалуй наибольшее влияние на развитие русского общества он оказал двумя своими документальными фильмами.
А второй, "Так жить нельзя", разоблачающий другой советский пропагандистский миф, о счастливой Стране Советов, "где свободно дышит человек". О России, которую мы приобрели в результате после революции, вместо потерянной Российской Империи. О том историческом и социальном итоге к которому пришёл в России советский социалистический проект:
Говорухин, тем не менее, был личностью противоречивой, в частности, в последние пару десятилетий стал, как и многие, что занимательно, русские режиссёры, вроде, например, Владимира Бортко, дрейфовать к пиетету к советскому периоду и идее, в частности в некоторых интервью даже говорил, что раскаивается в том, что снял выше указанные фильмы, особенно "Так жить нельзя".
Однако, что замечательно, в своём творчестве, Говорухин оставался вполне последователен в своей, продемонстрированной в этих документальных лентах, позиции. Продолжая восхищаться дореволюционной имперской Россией, развенчивая русофобские мифы о ней, как в фильме 2009 г. "Пассажирка", чем, именно явственным восхищением той самой Россией, которую мы потеряли, вызвал злобную истерику у известного советского пропагандиста Пучкова (Гоблина). А равно и продолжая развенчивать миф о счастливой Стране Советов, как, например, в фильме 2005 г. "Не хлебом единым", в котором показал "прелести" сталинского СССР, как и в последнем снятом им в 2015 г. фильме "Конец прекрасной эпохи", по рассказам антисоветского, как его определила сама же советская власть, лишив членства в союзе писателей, возможности публиковаться, и в итоге изгнав в эмиграцию, писателя Сергея Довлатова, где показывает убогость постсталинского СССР, уже без лагерей и расстрелов, но всё такого же чуждого свободе и неудобного для жизни, даже в "прекрасную эпоху" хрущёвской Оттепели, тем паче эпоху заранее обречённую на скорый конец.
Кстати, что любопытно, такую же двойственную позицию, в публичных речах с одной стороны, и в творчестве, с другой, демонстрируют и многие другие режиссёры в последние годы перешедшие на просоветские позиции. Например тот же помянутый выше Бортко, который весь такой активист-коммунист, член КПРФ, проклинает Николая II, топит за СССР и коммунизм, но при этом снимает совершенно антисоветский сериал "Мастер и Маргарита" (причём антисоветский элемент исходной книги Булгакова был в фильме весьма усилен специальными вставками, которых в книге не было), за что этот сериал, в частности, так же удостоился злобной истерики со стороны Пучкова (Гоблина). И т.п.
Впрочем, такой феномен замечал ещё Платон, говоря, что творец (поэт, художник, скульптор и т.п.) в своих творениях больше чем он сам, и часто в них говорит то, чего сам по себе даже не понимает, ибо всякий настоящий творец, а Говорухин, безусловно, был настоящим творцом, говорит в своём творчестве не только и не столько от себя, сколько от гворящих через него высших сил.
Итак, Станислав Говорухин умер. И он останется в русской культуре и исторической памяти не своими просоветскими интервью, но своими фильмами, которые больше чем он сам.
П.С.
Кстати, ещё в преддверии приближающегося юбилея со дня рождения Александра Солженицына, можно вспомнить замечательное интервью с ним, с элементами документального фильма, снятого Станиславом Говорухиным, и которое тоже запомнят:
Journal information