Константин Белик (konstantinus_a) wrote,
Константин Белик
konstantinus_a

Categories:

Говорухин, которого мы потеряли


14 июня умер выдающийся русский режиссёр и актёр Станислав Говорухин. Сегодня состоялись его похороны. Вечная память.

Пожалуй наибольшее влияние на развитие русского общества он оказал двумя своими документальными фильмами.

Первый из них, "Россия, которую мы потеряли", ярко и убедительно разоблачала советский пропагандистский русофобский миф про "отсталую, голодную, лапотную" Российскую Империю, для которой, де, революция и большевистский переворот были настоящим "освобождением" и "глотком свежего воздуха"; в то время как в реальности Российская Империя была высокоразвитым, мирового уровня государством где, в период правления Николая II был достиг высочайший уровень народного благополучия, который советским гражданам первые 50 лет советской власти даже не снился:


А второй, "Так жить нельзя", разоблачающий другой советский пропагандистский миф, о счастливой Стране Советов, "где свободно дышит человек". О России, которую мы приобрели в результате после революции, вместо потерянной Российской Империи. О том историческом и социальном итоге к которому пришёл в России советский социалистический проект:


Говорухин, тем не менее, был личностью противоречивой, в частности, в последние пару десятилетий стал, как и многие, что занимательно, русские режиссёры, вроде, например, Владимира Бортко, дрейфовать к пиетету к советскому периоду и идее, в частности в некоторых интервью даже говорил, что раскаивается в том, что снял выше указанные фильмы, особенно "Так жить нельзя".

Однако, что замечательно, в своём творчестве, Говорухин оставался вполне последователен в своей, продемонстрированной в этих документальных лентах, позиции. Продолжая восхищаться дореволюционной имперской Россией, развенчивая русофобские мифы о ней, как в фильме 2009 г. "Пассажирка", чем, именно явственным восхищением той самой Россией, которую мы потеряли, вызвал злобную истерику у известного советского пропагандиста Пучкова (Гоблина). А равно и продолжая развенчивать миф о счастливой Стране Советов, как, например, в фильме 2005 г. "Не хлебом единым", в котором показал "прелести" сталинского СССР, как и в последнем снятом им в 2015 г. фильме "Конец прекрасной эпохи", по рассказам антисоветского, как его определила сама же советская власть, лишив членства в союзе писателей, возможности публиковаться, и в итоге изгнав в эмиграцию, писателя Сергея Довлатова, где показывает убогость постсталинского СССР, уже без лагерей и расстрелов, но всё такого же чуждого свободе и неудобного для жизни, даже в "прекрасную эпоху" хрущёвской Оттепели, тем паче эпоху заранее обречённую на скорый конец.

Кстати, что любопытно, такую же двойственную позицию, в публичных речах с одной стороны, и в творчестве, с другой, демонстрируют и многие другие режиссёры в последние годы перешедшие на просоветские позиции. Например тот же помянутый выше Бортко, который весь такой активист-коммунист, член КПРФ, проклинает Николая II, топит за СССР и коммунизм, но при этом снимает совершенно антисоветский сериал "Мастер и Маргарита" (причём антисоветский элемент исходной книги Булгакова был в фильме весьма усилен специальными вставками, которых в книге не было), за что этот сериал, в частности, так же удостоился злобной истерики со стороны Пучкова (Гоблина). И т.п.

Впрочем, такой феномен замечал ещё Платон, говоря, что творец (поэт, художник, скульптор и т.п.) в своих творениях больше чем он сам, и часто в них говорит то, чего сам по себе даже не понимает, ибо всякий настоящий творец, а Говорухин, безусловно, был настоящим творцом, говорит в своём творчестве не только и не столько от себя, сколько от гворящих через него высших сил.

Итак, Станислав Говорухин умер. И он останется в русской культуре и исторической памяти не своими просоветскими интервью, но своими фильмами, которые больше чем он сам.

П.С.
Кстати, ещё в преддверии приближающегося юбилея со дня рождения Александра Солженицына, можно вспомнить замечательное интервью с ним, с элементами документального фильма, снятого Станиславом Говорухиным, и которое тоже запомнят:


Tags: Россия, идеология, искусство, кино, культура, люди, смерть
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments