
Интересный факт. Сюжеты практически всех советских детских сказочных мегахитов писателями советской поры были списаны, проще говоря украдены, у других. "Буратино" Толстой слизал с "Пиноккио" Коллоди. "Волшебника Изумрудного города" Волков слизал с "Волшебника страны Оз" Баума. А, как я узнал нынче, "Незнайку" Носов слизал с "Царства малюток" дореволюционной писательницы Анны Хвольсон. Кстати, ещё один хитовый детский персонаж советской эпохи, Мурзилка, так же был слизан с того же произведения Хвольсон.
Интересно, в чём причины такого явления? Что за сказочная творческая импотенция детской литературы советского периода, оказавшейся неспособной самостоятельно создать почти ни одного столь же культового сказочного персонажа и сюжета? Единственный культовый сказочный персонаж детской литературы советского периода сопоставимый по популярности, это, пожалуй, Чебурашка, и, кажется, всё. Надо будет как-нибудь поразмышлять над этим... Пока приходит на ум одна историческая закономерность - все указанные выше слямзенные персонажи и сюжеты были созданы в сталинский период; а Чебурашка и вообще "Крокодил Гена и его друзья" Успенского появились в рамках творческой волны "шестидесятников", разбуженных хрущёвской оттепелью после сталинских морозов.
Интересно, в чём причины такого явления? Что за сказочная творческая импотенция детской литературы советского периода, оказавшейся неспособной самостоятельно создать почти ни одного столь же культового сказочного персонажа и сюжета? Единственный культовый сказочный персонаж детской литературы советского периода сопоставимый по популярности, это, пожалуй, Чебурашка, и, кажется, всё. Надо будет как-нибудь поразмышлять над этим... Пока приходит на ум одна историческая закономерность - все указанные выше слямзенные персонажи и сюжеты были созданы в сталинский период; а Чебурашка и вообще "Крокодил Гена и его друзья" Успенского появились в рамках творческой волны "шестидесятников", разбуженных хрущёвской оттепелью после сталинских морозов.
Речь идёт о вопиющей творческой скудости русской, в данном случае детской сказочной, литературы в советский период, что проявилось в замещении неспособности самостоятельного творчества плагиатом. Почему на Западе Коллоди, Баум, Барри, Янссон, Лингрен, Льюис и несть им числа, самостоятельно, ни у кого ничего не плагиатя, создавали гигантское разнообразие мегахитовых детских сказок с глубочайшим, архетипическим содержанием, на протяжении всего и 19 и 20 веков (а вспоминая Роулинг уже и 21 в.), а русская литература под властью советов в этой области не смогла породить почти ничего, а лучшее из того, что смогла, оказалось плагиатом?
Кстати, русская литература дореволюционного периода, вполне справлялась без плагиата - это и та же Хвольсон (которую после революции никогда не издавали, вплоть до 1991 г., также, кстати, как практически не издавали и Коллоди с Баумом, чтоб не было конкуренции идеологически правильным эпигонам), и Чарская (тоже не издававшаяся до 90-х), и сказки Пушкина, Ершова, Погорельского, Одоевского, и обширные издания русских сказок собранных Афанасьевым и другими фольклористами и т.п.
К началу 20 в. в данной области русской литературы был накоплен колоссальный самобытный потенциал, который вот-вот должен был выстрелить, как и практически все остальные жанры и направления русской культуры вообще и литературы в частности. Но всё кончилось, чем кончилось - полной катастрофой, тотальным уничтожением, и последующим постепенным умиранием жалких остатков былого на протяжении советской эпохи (что уж говорить, если и Толстой, и Волков, и Носов были выходцами из дореволюционной России, в ней родившиеся и воспитанные, а говоря о первых двух, и сформировавшиеся как писатели).
Сейчас, после освобождения от коммунистического плена, и после преодоления либерального хаоса, идёт постепенное оживление творческой жизни, постепенное наполнение пересохших культурных рек России, но восстановить тот потенциал, который мы потеряли в результате Великой Русской Катастрофы начавшейся в 1917 г., мы сможем не раньше, пожалуй, чем к концу этого века.
П.С.
В этой связи можно ещё вспомнить, что львиная доля вокальных мегахитов советской эпохи так же была слизана с дореволюционных либо белогвардейских оригиналов - ПРАВИЛЬНОЕ ЗВУЧАНИЕ ИЗВЕСТНЫХ ПЕСЕН.
Posts from This Journal by “культура” Tag
-
Кого бесит возвращение святынь Церкви
СВЯТЫНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ ИЗ МУЗЕЕВ В ЦЕРКОВЬ. КОГО ЭТО БЕСИТ? / ТЕСТ НА ПРАВДУ П.С. Закономерность. Намендни, указом Патриарха Кирилла…
-
Усатый Микки Маус
Нынешний российский сталинизЬм на 90% это попкультура в рамках постмодерна, усатый Микки Маус. ПРАВИЛЬНЫЕ И НЕПРАВИЛЬНЫЕ ИСТОРИКИ
-
Тупость и отвага
От нечего делать посмотрел (частично на перемотке, ибо периодически начинал мучать испанский стыд) новый супергеройский фильм от "DC"…
-
Абсурдные суждения
Не ожидал от Холмогорова такого откровенного идиотизма в области идеологии и здравого смысла. Полагаю это у него истерическое, на базе его…
-
Жесты
Жесты на иконах и их смысл.
-
140 лет Ивану Ильину
Сегодня 140-летний юбилей одного из крупнейших русских мыслителей Ивана Александровича Ильина, который остаётся сейчас пожалуй наиболее…
Comments
Совки лучше всех в мире умели воровать чужое
Именно детская, не сказочная, литература при советах, в рамках соцреализма (а частично и за оными) была довольно развита - Гайдар, Осеева, тот же Носов в своих детских реалистических рассказах, позднее Крапивин - абстрагируясь от идеологической части, как истории, это отличная литература для детей.
Но вот именно вступая в область сказки, да, идеологический пресс и государственно-партийный контроль моментально кастрировал всю фантазию, лишал её жизни и духа...
А Толстой над русским текстом "Пиноккио" начал работать еще в эмиграции, Т.е., еще не будучи "советским".
(Вообще, назвать автора "Хождения по мукам" и "Петра I" "творческим импотентом" это по-нашему: сильно и смело. Уважаю...)
А Толстой в эмиграции сделал всего лишь пересказ, с минимальными русифицированными адаптациями, истории Коллоди. А став советским наваял уже полный плагиат, исключив имя Коллоди из "соавторов" полностью. А про "Петра 1" и пр. - не подменяйте тезис, здесь речь идёт о детской сказочной литературе. (да и, то, что Толстой вернулся в сталинский СССР и прекрасно вписался в систему, говорит о том, что советским он был в душе изначально)
Так что Ваше возражение по Толстому ни о чём вообще - пустая демагогия и софистика; и никак не отменяет того факта, что Толстой слизал своего Буратино у Коллоди.
Ну а про Волкова, гляжу, Вы скромно промолчали. ;)
Как промолчали и о главном посыле поста - почти полное отсутствие в русской сказочной литературе советского периода выдающихся "мегахитовых" историй и персонажей, а те которые были, почти все оказались слизанными у других авторов; в то время как западная литература, и дореволюционная русская литература этим не страдали.
(Да Вы бы заходили сразу с козырей: запишите меня в о"всепропальщики", и мозг не надо будет напрягать.)
не подменяйте тезис, здесь речь идёт о детской сказочной литературе.
=====================
Тогда выражайтесь чётче: к концу Вы завернули про всю литературу вообще
Ну а если именно про "детскую сказочную", то пример неудачный. Скажем, мало кто оспорит литературный гений автора "Войны и мира" и "Анны Карениной". Но вот в его детские сказки и рассказы только ленивый не плюнул (и я согласен с плевальщиками, прости Господи).
Но какой из этого можно сделать вывод? Да единственный: детская литература идёт особняком, там нужна своя специфическая гениальность. Но не всем дано быть гайдарами. Так что Вы свои сентенции строите на зыбком основании.
мы сможем не раньше, пожалуй, чем к концу этого века.
=============================
Вот это мудро. Кто-то помре: или ишак или эмир, или....
"Тогда выражайтесь чётче: к концу Вы завернули про всю литературу вообще"
К концу и Толстой и Носов с Волковым, давно помре.
И в чём я не прав тут? В итоге именно ВСЯ русская литература, и более, русская культура, включая науку (особенно гуманитарную, которая была просто разгромлена, некоторые дисциплины под корень) к концу советского проекта стагнировала с ускорением, и к концу 80-х находилась в руинах. Т.к. все 70 лет соввласти фактически проедались жалкие остатки дореволюционного культурного наследия (слава Богу даже эти остатки были столь грандиозны, что позволили существовать т.н. "советской культуре" как явлению весьма заметному, хотя и глубоко вторичному, хилому и ущербному по сравнению с дореволюционной), и когда из жизни ушли творцы сформировавшиеся до революции и воспитанные теми кто сформировался до революции, это стало происходить к концу 60-х, то и всё покатилось под откос.
К 70-м уже не найти таких выдающихся фигур ни в литературе, ни в науке, которые блистали в "советской" культуре в 30-60-е. Слабые эпигоны и пара доживающих свой век классиков.
"мы сможем не раньше, пожалуй, чем к концу этого века.
=============================
Вот это мудро. Кто-то помре: или ишак или эмир, или...."
Иронизировать Вы можете сколько угодно, но я просто рассматриваю объективную скорость нарастания культурного слоя, на котором может вырасти что-то большее травки и кустиков - для этого требуется смена 2-3 поколений. Причём это известно с древности - недаром Моисей водил евреев по пустыне 40 лет (при том что скорость смены поколений тогда была вдвое выше чем сейчас, т.е. нам нужно хотя бы лет 80, прошло всего 20 /считаю с 2000 г., когда было преодолено не только коммунистическое иго, но и либеральный бедлам/). Или в известном афоризме тоже, на примере отдельного человека это выражается: Что нужно сделать, чтобы стать интеллигентом? Окончить 3 университета - его должен окончить твой дед, твой отец и ты сам.
Так что, таков исторический и социологический закон, если угодно, обновление/возрождение разрушенного культурного слоя происходит примерно за столетие, в России, соответственно, мы результаты увидим только к концу этого века.
С Роулинг – мимо: см. «Самая плохая ведьма».
Ну, ваша ненависть к Носову понятна - с такой документальной точностью описать современные российские реалии - тут бы сам Нострадамус перекосился от зависти. Это ж даже не Губарев с его гиперболическим "Королевством кривых зеркал", написанным (сюрприз!) в сталинское время.
А персонажи Чуковского тоже сплагиачены? И Волков кагбэ не скрывает, что писал, по сути, фанфик по "Стране Оз", и Толстой говорил, что тем же занимался, придумывая сюжет "Буратино".
И у Агнии Барто сплошной плагиат, ога.
Сейчас зато вон - "Приключения какашки" давно в продаже.
А что касаемо запрещённых в советское время писателей (упоминаема Чарская), так уж воистину потеря потерь - запретили книги перехваленной графоманки, штамповавшей однотипную бульварщину, суть низкопробную литературу - вот ведь сукины дети! Воровский, а потом Чуковский очень хорошо в своё время разобрали сие "творчество", хотя, конечно, есть вполне читабельные вещи, но в остальном сильно уступает Анненской, Бруштейн, Лукашевич
Вы вот призываете всех плодиться, да поболя, а сами скольких детей воспитали? Восьмерых? Трёх? Или ни одного? Нехорошо получается.
Или вы говорите, что советское образование было ущербным. Вы уже отказались от "ущербного" советского аттестата?
И таки непонятна мне ваша обида на Толстого. Да, вернулся в СССР. Был бы он арестован, вы бы по нему скорбели, не так ли? Вы таки удивитесь, но СССР почти поголовно населяли... Граждане Российской Империи. и в РККА воеали граждане Российской Империи и солдаты Русской Императорской Армии, в том числе и латыши во главе с Вацетисом. И писатели Брюсов, Чуковский, Есенин и иже с ними были гражданами Российской Империи, а затем - СССР. Странная закономерность, однако.
Ну а претензии к запрету вышеупомянутой графоманки вообе странны. Это ж сколько потеряла Россия без неё!