Константин Белик (konstantinus_a) wrote,
Константин Белик
konstantinus_a

Category:

Щедровицкий и русская философия советского периода


23 февраля исполнился 91 год со дня рождения известного русского мыслителя советского периода Г.П.Щедровицкого.

Одно из считанных единиц интересных и заметных явлений в русской философии советского периода, почти убитой коммунистической идеологией и советской репрессивной системой.

Кроме Щедровицкого к таким интересным явлениям можно отнести разве что относительно посредственную философию Ильенкова, который в итоге, от невозможности вырваться за жёсткие рамки марксизма-ленинизма, спился и покончил с собой.

Довольно невнятную философию Мамардашвили, на советском философском безрыбье раздутую в позднесоветской интеллигенции до совершенно непропорциональных её действительному значению масштабов (эта раздутость и до сих пор во многом сохраняется, видимо потому, что живы те, кто её и раздувал в своё время). Причём не совсем понятно к какой философии этого мыслителя причислять, к русской или грузинской - с одной стороны Мамардашвили работал исключительно на русском языке и исключительно в русле русской и европейской вообще философии, ничего оригинально-грузинского в его мысли не было, но с другой он был грузином и грузинским националистом, с известной долей русофобии характерной для грузинской интеллигенции даже в советский период. Однозначно представителем русской философской мысли его, всё же, считать наверно нельзя; в лучшем случае он русско-грузинский философ.

И, наконец, помимо авторов убитых коммунистами ещё в первые десятилетия советской власти, вроде Флоренского и Карсавина, пожалуй только три имени представляют собой нечто по-настоящему оригинальное и важное в русской философии того печального для любомудрия времени. Это Алексей Лосев, Лев Гумилёв, которые чудом выжили в сталинских лагерях, и в последствие смогли вернуться на академическую стезю и издавать свои труды, а так же Михаил Бахтин, который бОльшую часть своей научной жизни провёл в безвестности не востребованный советской идеологизированной наукой, и только на склоне лет получил возможность активно публиковаться, но и тогда, настоящая известность к нему пришла только после смерти, уже в Перестройку, но особенно после краха СССР, в Новой России.

Правда и они, находясь под гнётом идеологического пресса, не смогли реализовать и половины своего научного и философского потенциала, не имея возможности в издаваемых трудах сказать всё, что хотели сказать, и наоборот вынужденные говорить ритуальные идеологические словеса, которые говорить не хотели.

Особенно тут, в силу характера его философских интересов, совсем уж противоречивших материализму и марксизму-ленинизму, не повезло Лосеву, которому свои самые важные и оригинальные философские труды, посвящённые разработке религиозной философии, пришлось писать в стол без надежды на публикацию. Но даже и так, в узкой области истории философии в которой он мог относительно свободно работать, Лосев достиг грандиозных успехов. Чего стоит только одна его многотомная "История эстетики" - феноменальный по масштабам и значению труд не только для русской, но и для мировой науки.

Впрочем, Лосев, как и Гумилёв, промыслительно дожил до Перестройки с её гласностью и отменой идеологических препон, и в последние годы жизни смог, наконец, опубликовать все свои работы, в том числе и те, скрытые в столах, которые ранее не могли найти выхода. Таким образом перекинув через эпоху советского безвременья мостик преемственности в оригинальной русской религиозной философии, от эпохи её расцвета во 2-й половине 19 - 1-й половине 20 вв., до нашего времени.

Кстати, возвращаясь к Щедровицкому. Ему тоже удалось оставить живущее до сих пор наследие. Дело в том, что его мечта воспитать новое поколение технократов вооружённых эффективной методикой управления и принятия решений, для чего, в частности, мыслитель создал целую сеть т.н. "методологических кружков", дала свои всходы. Его "методологическое движение" в той или иной форме оставило последствия, которые пережили и самого Щедровицкого, и СССР, который он надеялся реформировать с помощью своей системы. И многие участники методологических кружков Щедровицкого уже после краха СССР сыграли и играют немалую роль в жизни страны. Например участником методологического движения был, а может и остаётся, такой крупный представитель правящей элиты России как Сергей Кириенко...

А пока, пережив вместе со всей русской культурой, фундаментальный упадок советского периода, освободившись от наручников репрессивной государственной идеологии, русская философия продолжает своё развитие. И, полагаю, в обозримом будущем её, вместе со всей русской культурой, ждёт новый расцвет, подобный тому, который произошёл к началу 20 в., и на взлёте оборванный Великой Русской Катастрофой начавшейся в 1917 г..
Tags: Россия, СССР, коммунизм, культура, философия, цивилизация
Subscribe

Posts from This Journal “философия” Tag

  • Атеисты и Бог

    Доказательства, что Бог существует есть, начиная с 6 классических логических аргументов, от Аристотеля до Канта, и заканчивая сотнями тысяч…

  • Противостояние

  • Мультфильм о несовершенстве мира

  • 98 лет Игорю Шафаревичу

    Сегодня 98 лет со дня рождения выдающегося русского учёного и консервативного мыслителя 20 - начала 21 веков Игоря Ростиславовича Шафаревича.…

  • Перводвигатель

    "Перводвигатель" Аристотеля - это такой же научный факт как и теорема Пифагора, например. Только не в области геометрии, а в области…

  • Цитата дня, или Оксюморон

    Выражение «левый интеллектуал» - оксюморон. Левак по сути своей есть интеллектуальный инвалид, не способный понять, «откуда ноги…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments