
Ну, Лимонова (Савенко) вроде похоронили, политес соблюдён, теперь скажу пару слов.
Честно говоря, меня весьма удивила очень комплиментарная реакция многих на наследие Лимонова. И ладно бы реакция его соратников по нацболизму и прочим политическим и эстетическим химерам, которые покойник неустанно продуцировал всю свою жизнь, но и многих людей здравомысленных и консервативных. И великим политиком его назвали, и великим писателем, не говоря, что великим человеком...
Не знаю, что там с его человеческими качествами, лично знаком не был, хотя вспоминая череду, в том числе весьма позорных, скандалов с его участием, затрудняюсь признать его человеком сколь-нибудь великим. А если и открепить "величие" от моральных категорий, то тоже что-то великое как-то затруднительно найти. Да, он был своеобразен, карнавален, ярок, но как ярка шутиха - много шума, искр и мало толку. Можно ли взрыв шутихи на карнавале назвать великим событием?..
Много ли объективной пользы принёс Лимонов России трудно сказать, но объективного вреда он принёс всё равно больше. Принёс вреда, как политик-экстремист и разработчик крайне деструктивной и экстремистской идеологии, которой соблазнил множество малых сих. К счастью масштаб его, и, соответственно, успешность как политика и идеолога были исчезающе малы, потому по-настоящему катастрофических последствий его политическая и идеологическая деятельность не имела. Но посильную лепту в расшатывание, подтачивание и отравление организма и основ новой, пока весьма слабой и больной, после Великой Русской Катастрофы, русской государственности и общественной ментальности он внёс.
Ну а писателем Лимонов был не бесталанным, но весьма средним. Ни великим, ни даже выдающимся русским писателем его назвать невозможно. Да и та писательская, как, впрочем, и политическая, известность которая у него была в основном держалась на эпатаже и скандале, а не на собственно литературных дарованиях. Лимонов, среди современных русских писателей, это писатель 3-го - 4-го ряда, а был бы жив Солженицын, то и 5-го.
Да, некоторый след в русской культуре и литературе Лимонов оставил, но след ситуативный, локальный в культурном времени. Его творчество имело значение и влияние только в тот узкий временной промежуток, когда создавалось, обладая некой сиюминутной актуальностью. И этот след уже скоро истрётся и пропадёт совсем, пропадал уже при жизни писателя. Через 10 лет о нём и как о писателе, и как о политике и идеологе, вспомнят только специалисты, да лично знавшие его люди. А через 100 лет вспомнят только самые узкопрофильные и дотошные специалисты и больше никто. И это будет его истинным историческим и культурным масштабом.
И вот всё об этом человеке. Пусть Бог будет к нему милостив.
Journal information