Когда, напротив, запрещают все собрания вообще - и благочестивые, и неблагочестивые, и богослужения, и футбольные матчи - а вы не можете пойти ни в Церковь, ни в ресторан - это не удар именно по Церкви. Точно также как это не гонение на рестораны со стороны принципиально ненавидящего рестораны режима. Это меры, направленные на сдерживание эпидемии, под которые подпадают любые собрания вообще.
Но, говорят, если бы власть чтила Церковь, она бы сделала для нее исключение. В системе ценностей верующего человека - да и просто разумного, консервативного государственника - Церковь не может находиться на одном уровне с ресторанами и стадионами.
И в самом деле, не может - но у вируса нет системы ценностей.
Благочестивые священники заражаются и тяжело болеют, точно также, как и не столь благочестивые посетители ресторанов. Причем, увы, то обстоятельство, что заболевают сразу по несколько (или даже несколько десятков) клириков, служащих в одном храме или монастыре, указывает на то, что заразились они именно в храме - что многие из них и не думают отрицать.
Конечно, некоторые из нас провозглашают веру в то, что в святом храме не может быть места болезни и заражению.
Но является ли такая вера истинной? На чем она основана? Учит ли этому Писание, или Отцы, или Соборы? Одно дело - "подвизаться за веру, однажды преданную святым" (Иуд.1:3), другое - подвизаться за свое собственное мнение и убеждение, которое мы никак не может назвать воспринятым от Апостолов.
Бог, несомненно, силен творить чудеса - и творит их. Но было бы слишком заносчивым ожидать, что Он будет творить их по всякому нашему требованию. "Написано также: не искушай Господа Бога твоего" (Матф.4:7)
Быть лишенными присутствия на пасхальных богослужениях - большое горе; но не большим ли горем будет оплакивать умерших пастырей, которых заразят неумеренные ревнители - как некоторых уже заразили?
Не получается ли так, что санитарные власти, вызывающие наше возмущение, сохраняют для нас наше духовенство, а мы сами - тем, что рвемся в храм, ставим его под удар?
Конечно, это немалое испытание нашего смирения: - как так может быть, что моя благочестивая ревность окажется бесполезной и даже вредной? А меры людей внешних, которые руководствуются чисто практическими соображениями, принесут больше пользы Церкви?
Но так бывает. Апостол Павел пишет о своих соплеменниках, что они "имеют ревность по Боге, но не по рассуждению" (Рим.10:2)
Нам не стоит реагировать на меры санитарных властей с негодованием и враждебностью . Как бы они ни были огорчительны для нас - в них нет злого намерения, и они не являются целенаправленно антицерковными.
Обрушиваясь на власти с обвинениями - которых они, в данном случае, не заслуживают - мы подрываем наши возможности для православного свидетельства миру. Мы, невольно, укрепляем позиции тех, кто действительно враждебен Церкви.
Journal information