Оригинал взят у
arkadiy_maler в Маленькое напоминание
Во всех разговорах про “выход из РПЦ МП” сторонние Церкви люди не понимают, что невозможно “выйти из РПЦ МП” и, при этом, остаться в каноническом православии.
Дело в том, что РПЦ МП – это часть единой Вселенской Православной Церкви, состоящей на данный момент из 15 автокефальных Поместных Православных Церквей.
И если какой-то человек вдруг заявляет, что порывает с одной из этих Поместных Церквей, то он автоматически порывает и с остальными 14 Поместными Церквами, а следовательно, и со всей Вселенской Православной Церковью.
Если же какой-то человек вдруг заявляет, что он именно эту Поместную Церковь больше не считает каноничной и отказывается в ней причащаться, а остальные 14 Церквей признает, то он впадает в логическое и каноническое противоречие, и становится раскольником. Потому что если ты признаешь каноничность хотя бы одной Поместной Православной Церкви, то вместе с ней ты признаешь каноничность всех остальных Православных Церквей, которые находятся с ней в едином евхаристическом общении и официально составляют единую организацию.
Поэтому, обвиняя РПЦ МП или любую другую Поместную Православную Церковь в неканоничности и неистинности, ты одновременно обвиняешь в неканоничности и неистинности все остальные 14 Поместных Православных Церквей, которые, в отличие от тебя, признают эту Церковь.
Основная причина фатального непонимания этого, казалось бы, элементарного обстоятельства, заключается в том, что многие люди воспринимают РПЦ МП как некую “национальную церковь”, полностью замкнутую на самой себе. Но православное христианство – это вселенская религия, и Православная Церковь – это Вселенская Церковь. В православии нет “национальных церквей”, а если это понятие употребляется в прицерковной публицистике, то только очень условно и, строго говоря, неверно. Православные Церкви различаются не по национальному, а по региональному принципу, и именно поэтому они называются Поместными. Другой вопрос, что поводом для образования очередной Поместной Церкви может быть ярко выраженное этнонациональное начало, как это произошло с балканскими Церквами в XIX веке, но это только исторический повод, а не каноническое установление. И никто не отрицает объективную и субъективную взаимосвязь истории Поместной Церкви с историей этнического большинства, находящегося на территории этой Церкви. Само христианское трезвомыслие требует учитывать этот фактор в вопросах церковной политики. Но в любом случае национальный фактор не может быть определяющим для Церкви и именно поэтому Константинопольский Патриархат в 1872 году осудил ересь филетизма (которую часто тавтологически называют “этнофилетизмом”) как недопустимое проявление национализма в Церкви.
Поэтому “уйти из РПЦ МП” можно только в раскол и/или ересь, а уйти из РПЦ МП и, при этом, остаться в каноническом православии невозможно.
Дело в том, что РПЦ МП – это часть единой Вселенской Православной Церкви, состоящей на данный момент из 15 автокефальных Поместных Православных Церквей.
И если какой-то человек вдруг заявляет, что порывает с одной из этих Поместных Церквей, то он автоматически порывает и с остальными 14 Поместными Церквами, а следовательно, и со всей Вселенской Православной Церковью.
Если же какой-то человек вдруг заявляет, что он именно эту Поместную Церковь больше не считает каноничной и отказывается в ней причащаться, а остальные 14 Церквей признает, то он впадает в логическое и каноническое противоречие, и становится раскольником. Потому что если ты признаешь каноничность хотя бы одной Поместной Православной Церкви, то вместе с ней ты признаешь каноничность всех остальных Православных Церквей, которые находятся с ней в едином евхаристическом общении и официально составляют единую организацию.
Поэтому, обвиняя РПЦ МП или любую другую Поместную Православную Церковь в неканоничности и неистинности, ты одновременно обвиняешь в неканоничности и неистинности все остальные 14 Поместных Православных Церквей, которые, в отличие от тебя, признают эту Церковь.
Основная причина фатального непонимания этого, казалось бы, элементарного обстоятельства, заключается в том, что многие люди воспринимают РПЦ МП как некую “национальную церковь”, полностью замкнутую на самой себе. Но православное христианство – это вселенская религия, и Православная Церковь – это Вселенская Церковь. В православии нет “национальных церквей”, а если это понятие употребляется в прицерковной публицистике, то только очень условно и, строго говоря, неверно. Православные Церкви различаются не по национальному, а по региональному принципу, и именно поэтому они называются Поместными. Другой вопрос, что поводом для образования очередной Поместной Церкви может быть ярко выраженное этнонациональное начало, как это произошло с балканскими Церквами в XIX веке, но это только исторический повод, а не каноническое установление. И никто не отрицает объективную и субъективную взаимосвязь истории Поместной Церкви с историей этнического большинства, находящегося на территории этой Церкви. Само христианское трезвомыслие требует учитывать этот фактор в вопросах церковной политики. Но в любом случае национальный фактор не может быть определяющим для Церкви и именно поэтому Константинопольский Патриархат в 1872 году осудил ересь филетизма (которую часто тавтологически называют “этнофилетизмом”) как недопустимое проявление национализма в Церкви.
Поэтому “уйти из РПЦ МП” можно только в раскол и/или ересь, а уйти из РПЦ МП и, при этом, остаться в каноническом православии невозможно.
Journal information