Константин Белик (konstantinus_a) wrote,
Константин Белик
konstantinus_a

Categories:

День новомучеников

Сегодня тяжёлый день для "православных" сталинистов, а так же для мечтателей пытающихся скрестить свинью и трепетную лань коммунизм и Православие, ибо он явно обнажает шизофреничность их позиции, их духовный недуг. Сегодня день поминовения Русской Православной Церковью памяти новомучеников от безбожной коммунистической власти за Христа пострадавших.


Русская Православная Церковь поминает пострадавших за Христа мучеников, в том числе память святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (избрание на Патриарший престол 1917).

В этот день отмечается память священномученика Гавриила (Масленникова, уроженца рязанского края)
Священномученик Гавриил Масленников
(Гавриил Михайлович Масленников, † 18.11.1937)


Священномученик Гавриил родился вместе с братом-близнецом Алексием 11 марта 1871 года в городе Михайлове Рязанской губернии в семье кузнеца Михаила Ивановича и жены его Ольги Семеновны. Таинство крещения младенцев было совершено в тот же день в Преображенской церкви г. Михайлова ее настоятелем священником Димитрием Горетовским. Но через две недели младший брат, Алексий, умер.

Родители Гавриила отличались благочестием и так же воспитывали своих одиннадцать детей. Гавриил окончил городское училище и, как и старший его брат Василий, избрал профессию кузнеца. Образование, полученное в городском училище, ощущалось Гавриилом как недостаточное, и он много времени посвящал чтению книг, и в особенности духовных, занимаясь самообразованием.
Гавриил Михайлович Масленников (крайний слева) в японском плену.
Япония, г.Наросино. 1905 год

С 1893 по 1896 год Гавриил Михайлович служил в 171-м полку в городе Варшаве в звании ефрейтора. Был участником Русско-Японской войны. За проявленную в боях отвагу он был награжден Георгиевским крестом. Во время военных действий Гавриил Михайлович попал в плен. После освобождения из плена и возвращения по окончании военной службы домой работал кузнецом, арендуя кузницу в Печерских Выселках Михайловского уезда, а затем Прилучье. В это время он женился на Татьяне Ивановне Бориной, глубоко верующей девушке, из семьи мещан города Коврова Владимирской губернии. Впоследствии у них родилось одиннадцать детей, из них в живых остались два сына и три дочери, которым они по мере сил старались привить начала веры и благочестия.

Глубокие познания, полученные путем самообразования, и нравственный авторитет Гавриила Михайловича были таковы, что жители города избрали его в 1920 году городским головой.

В начале двадцатых годов у Гавриила Михайловича стало ухудшаться зрение что врачи отнесли на счет его профессии кузнеца и настоятельно стали советовать оставить ее. Долго думал Гавриил Михайлович, как быть. В душе оживало давнее желание стать священником. Его не страшили идущие повсюду гонения на Русскую Православную Церковь, но смущали собственный преклонный возраст и отсутствие специального образования. Он жаждал стать всецело служителем Господа, но недоставало решимости, так как он считал себя недостойным служения столь высокого. Но однажды во сне он увидел умершую мать которою он отпевает, находясь в сане священника. Этот сон он почел благоприятным знаком к принятию решения. В 1924 году он поехал в Рязань к архиерею, сдал экзамены на знание богослужения и Священного Писания, а так же основных положений православного вероучения и был рукоположен в сан диакона ко храму Рождества Богородицы в селе Маково Михайловского района.

В 1925 году диакон Гавриил был рукоположен в сан священника ко храму Покрова Божией Матери в селе Самодуровка Михайловского района.

Священническое служение стало для отца Гавриила великой отрадой и утешением. Он любил богослужение и храм, это чувствовали прихожане, и это объединяло их вокруг церкви, тем более, что отец Гавриил, будучи человеком высоконравственным, до своего рукоположения пользовался среди жителей большим авторитетом.

Во время гонений на Русскую Православную Церковь в начале 1930-х годов в районное отделение ОГПУ города Михайлова пришла разнарядка – арестовать некоторое число жителей, в первую очередь подлежали аресту священники. 11 марта 1931 года сотрудники ОГПУ арестовали отца Гавриила и нескольких верующих женщин - псаломщицу Марию Сибикину и старосту храма Архистратига Михаила в городе Михайлове Софью Чканникову, а вместе с ними сестру жены священника Анну Комарову.

Поскольку арестовывали тогда не за корыстные преступления, а за принадлежность к духовному сословию и служение Церкви, то главной задачей для ОГПУ был поиск священно-церковнослужителей. Одна из инспекторш ОГПУ так описывает свою деятельность в докладной записке вышестоящему начальству.
«16 марта 1931 года мне была поручена оперативная работа по выявлению гражданки Сибикиной Марии Михайловны, то есть ее духовного звания, что и было сделано. Я пошла в сторожку к монашенкам собора, которые знают, где таковая гражданка в настоящее время находится. Это было примерно около четырех часов вечера. Когда я вошла в сторожку, то там были четыре монахини, каковые собрались идти в церковь, как они поняли меня позже. Чтобы не испортить ход оперативной работы, мне пришлось при входе перекрестится, после чего одна из монахинь сказала: «Садись, «раба Божия». Я села. После, как я села, монахиня, которая предложила сесть пошла в чуланчик, вынесла маленькое Евангелие, перекрестила меня им и дала поцеловать. Мне пришлось тоже перекреститься и поцеловать, после чего я приступила к расспросам, где находится матушка Сибикина. Меня спросила монахиня: «На что она тебе, «раба Божия», нужна?» Я ответила, что я приехала из Пронска привезла пакет от священника, то есть от церковного совета, секретный. Спросили: «Разве наша матушка состоит в церковном совете города Пронска». Я сказала: «Да». - «Но почему именно передали вам?» Я пояснила: « Сама я уроженка деревни Серебрянь, и мою сестру арестовали. А я приехала узнать, и мне батюшка поручил вручить ей секретный пакет». И мне монахиня сказала: « Она временно находится у Рябининой, там все свои, верующие». Потом одна из монахинь сказала: «Я тебя провожу и укажу, где живет матушка» Доведя меня она показала, по какой улице идти, и еще раз предупредила: «Иди не бойся там все свои. В случае не будет матушки, то хозяйка скажет, где она находится по каким деревням». После таких слов мы с ней расстались. Монахиня вернулась обратно, а я позамедлила в этой улице, дождалась, когда монахиня скроется за углом. После чего я пошла в отделение милиции и доложила районному уполномоченному все, что было. Тогда мне в помощь дали инспектора для ареста, я пошла вперед в указанный дом, где находилась матушка. Когда я вошла в дом, то на мой вопрос хозяйка сказала: «Матушка на печке». Я вошла в дом и сказала матушке: «Я пришла тебя предупредить, тебя ищут, и я привезла секретный пакет из Пронска от батюшки...» Мы с ней засуетились, в это в это время вошел инспектор, справился, где матушка по фамилии Сибикина. После чего сделал обыск и нас вместе взял и привел в ОГПУ».

Псаломщицу Марию обвинили в том, что она входила в «антисоветскую группировку Масленникова и других, занималась распространением провокационных слухов среди прихожан собора».

17 марта следователь допросил отца Гавриила. На его вопросы отец Гавриил ответил:
«Я считаю, что построение колхозов из одних бедняков, которые сами себя не могут прокормить из нелюбви к труду, - из них колхозов не создашь, а необходимо принимать любящих труд. Религиозные убеждения я имею с детства, так воспитан родителями, для душевной отрады я поступил священники. В предъявленном мне обвинении в агитации против советской власти, в распускании слухов, что скоро падет советская власть и тому подобном, виновным себя не признаю».

Не признали себя виновными и все арестованные вместе с ним женщины. 25 апреля 1931 года «тройка» при Полномочном представителе ОГПУ приговорила священника Гавриила Масленникова, псаломщицу Марию Сибикину и Анну Комарову к заключению в исправитльно – трудовом лагере сроком на пять лет с заменой высылкой этапом в Казахстан на тот же срок, а старосту храма Софью Чканникову к заключению в исправительно – трудовом лагере сроком на три года.

Следствие в то время было жестоким - заключенных в тюрьме беспощадно избивали, даже и не скрывая этого от родственников, и жене отца Гавриила отдавали из тюрьмы окровавленные рубашки мужа. Между тем и отец супруга Татьяна пользовались большим уважением и любовью населения. Совесть мучила милиционера, способствовавшего аресту Гавриила, и однажды он пришел к матушке Татьяне, упал ей в ноги, просил прощения и сказал: «Что мне было делать? Пришла разнарядка на трех человек. Кого брать? Ну, конечно, в первую очередь пришлось брать священника».

В 1936 году отец Гавриил вернулся из ссылки. Его дом был разорен, и семья сначала скиталась по домам православных, а затем нашла пустой, брошенный хозяевами, домик с земляным полом, стоявший на отшибе. Крыша над головой была, а средств сделать деревянный пол не было. Отец Гавриил ходил в приокские луга, накашивал осоку, высушивал ее, и ею выстилали земляной пол в доме, ею же и топили печь. В это время отец Гавриил, истосковавшись в заключении по духовной литературе, много читал духовных книг. После выхода из заключения он был направлен служить в храм Преображения Господня в село Внуково Михайловского района Рязанской области.

Недолго пришлось прослужить отцу Гавриилу в храме. Осенью 1937 года во время усилившегося гонения власти приняли решение арестовать священника. 6 октября сотрудники НКВД допросили одного из колхозников, который показал, что «к священнику Гавриилу Масленникову часто группами ходят священники из Михайловского района и проводят в его доме антисоветскую деятельность. Священник Масленников живет рядом с председателем колхоза Тихоновым и поддерживает с ним тесную связь. Во время уборочной кампании осенью 1937года Тихонов брал из жаток лошадей и бесплатно возил священника в город Михайлов. Косовица рожь и другие культуры в это время стояли в поле и осыпались, получились большие потери зерна от несвоевременной уборки урожая. Имело место влияние антисоветской агитации священника Масленникова. Это очень заметно всем колхозникам. Как только у нас в деревне поселился священник Масленников, сразу же упала трудовая дисциплина. Руководство колхоза ослабло, правительственные планы по уборке урожая и севу не выполнялись. Семья священника собирала колосья пшеницы с колхозных полей, где урожай еще не был убран».

Вызванный на допрос в качестве свидетеля председатель колхоза Тихонов показал, что «священник Масленников проводит антисоветскую агитацию, направленную против партии и советского правительства, а также и против колхозного строя: в 1937 году во время уборочной кампании священник Масленников сагитировал женщин пойти в церковь на праздник Успения. В доме священника часто собиралось по два-три священника. В мае 1937 года около его дома на скамейке сидело двое неизвестных мне священников, которым вященник Гавриил Масленников говорил: «Да, братцы, отцы духовные, наступило тяжелое время для всех православных христиан, в храм ходить стало мало, а верующих загнали в колхоз, как скотину, и работают там без денег». В дом к священнику Масленникову часто приезжают люди из деревень, и совершаются ее у него на дому крестины. Я слышал, что священник Масленников говорил в сенях своего дома неизвестному мне гражданину: «Не забывайте храм Божий, чаще посещайте его, молитесь Богу».

16 октября 1937 года власти арестовали отца Гавриила, и он был заключен в тюрьму в городе Скопине. Его обвинили в том, что он вел среди населения активную контрреволюционную религиозную пропаганду и поддерживал тесную связь с арестованными священниками Акинфиевым и Амелиным и после ареста священника Григория Амелина оказывал материальную помощь его семье.

– В чем заключается ваша связь с ныне арестованным за контрреволюционную деятельность попом Григорием Емельяновичем Амелиным? - спросил следователь отца Гавриила.
- Связь моя с Амелиным выражалась в том, что, вернувшись из ссылки, он приходил ко мне исповедоваться. После его ареста ко мне приходила его жена. Кроме того, я оказывал им материальную помощь.
- В чем выражалась ваша связь с ныне арестованным за контрреволюционную деятельность попом Акинфиевым?
-Акинфиев приходил ко мне за деньгами на содержание епархии как благочинный.
- Следствию известно, что вы совместно с указанными попами вели анти советскую агитацию и религиозную пропаганду среди населения. Признаете вы это?
- Нет, этого я не признаю, но когда у меня в доме был Акинфиев, у нас с ним был разговор о новой Конституции, в котором мы приветствовали власть, - говорили, что мы теперь наравне со всеми гражданами имеем право выбирать и быть избранными в советы.
- Следствию известно, что вы высказывали недовольство советской властью и распространяли контрреволюционную клевету о колхозах. Признаете вы это?
- Нет, этого я не признаю.

12 ноября 1937 года «тройка» НКВД приговорила отца Гавриила к расстрелу. Священник Гавриил Масленников был расстрелян 18 ноября 1937 года и погребен в безвестной могиле.

Деяниями Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 13-16 августа 2000 года священник Гавриил Масленников прославлен как священномученик.

Основание:
1. Лидия Алексеевна Кушнир;воспоминания.
2. Газ. "Православная Москва".1997,май,№ 13(109).
3.Газ."Православная Москва".1997,май,№ 36(132).
4. Архив УФСБ РФ по Рязанской обла, архивно - следственное дело № 6921, архивно - следственное дело № 6842.
5. ГАРО Ф - 627,оп.

Литература:
Были верны до смерти... : Книга памяти новомучеников и исповедников Рязанских/ Историко-архивный отдел Рязанской епархии, - Рязань. -2002 Т. 1 / Гл. ред. митр, Симон (Новиков). - 418 с


Тропарь, глас 5
Земли Михайловский украшение,/ Церкве Святыя светильниче/ за веру Христову пострадал еси,/ священную одежду омочив в крови/ священномученике Гаврииле,/ молися прилежно ко Господу/купно с тобою пострадавшими,/ да страну нашу Российскую в мире сохранит/ и спасет души наша.


18 ноября (5 ноября ст.ст.)   отмечается память мучеников:
Соколов Иван Константинович
Толмачев Сергей Онуфриевич
Востриков Гавриил Васильевич
Котельников Григорий Петрович
Алексий (Кузнецов Николай Николаевич)
Сошественский Михаил Иванович
Священномученик священник Гавриил Масленников
Дардыкин Стефан Антонович
Дунаев Сергей Федорович
Покровский Иван Иванович
Раков Николай Петрович
Соколов Алексей Иванович
Доронин Павел Иванович
Дударев Петр Потапович
Пепель Лука Петрович
Максимова Анна Павловна
Фокинский Александр Владимирович
Галкин Андрей Павлович
Святитель Патриарх Тихон
Некрасов Александр Сергеевич
Ширшинов Тимофей Емельянович
Шатунов Иван Николаевич
Ципкевич (Цыпкевич?) Андрей Александрович
Суслов Александр Степанович
Сорокоумов Степан Иванович
Серков Михаил Петрович
Потеряев Митрофан Лукич
Константин (Пальцын /.../ Иванович)
Григорьев Еремей (Иеремий) Ефимович
Перов Михаил Петрович
Иоанн (Матси Петр)


Упокой, Господи, душы усопших раб Твоих, за Тебя пострадавших и сотвори им вечную память.

П.С.
П.П.С.

ОднаКнопка
Tags: Православие, СССР, Христианство, Церковь, атеизм, большевики, история, коммунизм, религия
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments