Как нас ежедневно обманывают? Это нужно знать, чтобы не обмануться и не стать объектом манипуляции.
1. Правило взаимного обмена.
Пример: кришнаиты на улице не попросят прямо пожертвований – они сначала дарят вам цветок или книгу (абсолютно ненужную для вас), а затем скажут, что в ответ вы можете отблагодарить их, сделав пожертвование.
2. Соглашение на уступку.
Пример: в дорогих магазинах сначала ставят завышенные цены, а потом объявляют о скидках.
3. Обязательство и последовательность.
Пример: заполнение анкеты «я бы купил такой-то товар по такой-то стоимости», тест-драйв авто предполагает его последующую покупку, выдача перед выборами значков «Я голосую за Иванова» и т.д.
4. Принцип социального доказательства
Пример: фразы в рекламе: «миллионы людей уже попробовали товар Х», «сотни отзывов на нашем сайте» и т.д.
5. Благорасположение
Пример: продавец какой-то ненужной фигни говорит: «Ваш друг Иванов посоветовал мне обратиться к Вам». В рекламе специально используют только красивых и знаменитых.
6. Повиновение авторитетам
Пример: доктор Хаус, рекламирующих лекарство или что-то связанное с медициной. Хотя актер вовсе не разбирается в медицине, многие будут тупо следовать его "авторитетному" совету.
7. Принцип дефицита
Пример: "кто оплатит тренинг до 12 часов получит скидку 25%", количество новых iphone 5 ограничено – можно поднять цену в два-три раза.
Journal information