Константин Белик (konstantinus_a) wrote,
Константин Белик
konstantinus_a

Средиземье без Бога


Эта картинка пожалуй наилучшим образом иллюстрирует мир созданный Джорджем Мартином в своей "Песне льда и пламени".

Если кто не понял, то картинка аллюзия на это:


Некоторые называют Мартина современным Толкином, а его "Песнь льда и пламени" современным "Властелином колец". Действительно первая ассоциация напрашивающаяся при первом знакомстве с сагой Мартина это сага Толкина. Много похожего - проработанная до мелочей вселенная, со своей историей, культурой, народами и языками, мир очень похожий на языческие цивилизации древности и пр.

Но есть и принципиальное различие (помимо того, что Толкин в своём языке и образах предельно целомудрен, в то время как Мартин предельно натуралистичен, особенно в изображении насилия и секса; а авторы известного сериала по книге довели этот натурализм почти до состояния помеси анатомического театра с порностудией). Это принципиальное различие заключается в том, что мир Толкина имеет совершенно явную, хотя и до поры сокрытую, но сквозящую в каждой главе ЦЕЛЬ, и не только цель, но некую Силу, которая ведёт всех и всё к этой цели, т.е. то, что мы называем Провидением. Мир Мартина полностью, даже как-то подчёркнуто этого лишён.

Мир Семи королевств - это Средиземье из которого тщательно вымарано Провидение. У мира созданного Мартином нет никакой цели, он просто есть и всё, он ни на что не направлен, ни к чему не стремится, он просто живёт ради жизни, ни чем не отличаясь от вселенной застоявшейся лужи в которой кишит примитивная жизнь, просто потому что жизнь - дурная бесконечность самовоспроизводства. Потому и у персонажей Мартина нет никакой глобальной цели, кроме одномерных частных целей вроде выжить, поесть, потрахаться, разбогатеть, получить власть, чтобы ещё более эффективно выживать, есть, трахаться и богатеть. Лишь у самых возвышенных персонажей, вроде Эддарда Старка и Джона Сноу за душой сквозит, что-то более высокое, но даже у них это не идёт дальше ценностей абстрактного гуманизма, который упирается в непреодолимую, в его рамках, стену вопроса "зачем?". Да и всех этих персонажей, мир Мартина убивает одного за другим, причём именно за свои высокие, но, в предложенной системе координат, совершенно абстрактные убеждения.

Над миром Толкина надстоит некая Высшая, причём разумная, сила, ведущая этот мир к некой цели. Над миром Мартина надстоит только бездушный, безличный и неразумный Рок в виде дебила с камнем, для которого люди и царства просто жуки, которых он давит в бессмысленном даже для себя самого времяпрепровождении.

Tags: Бог, жизнь, историософия, кино, литература, люди, религия, фантастика, цивилизация, человек
Subscribe

Posts from This Journal “литература” Tag

  • С Днём рождения, Фёдор наш Михайлович!

    У Вас ещё много работы.

  • На смерть Командора

    1 сентября умер и вчера был похоронен, выдающийся русский детский писатель, поэт, журналист, педагог - Владислав Петрович Крапивин, бессменный…

  • Пророк в своём отечестве, или К 100-летию Рэя Брэдбери

    Сегодня, 22 августа, исполнилось 100 лет со дня рождения великого американского писателя-фантаста, мудреца и романтика Рэя Брэдбери. В этот…

  • Мушкетёры антисоветчики

    История про процесс над одним из советских диссидентов. Судья спросил у него: – Ну скажите, как вы, простой советский человек, стали…

  • Запрись и забаррикадируйся

    В глухую годину карантина из-за пандемии коронавируса COVID-19, когда самоизолируются целые города и страны, духовной опорой и поддержкой как…

  • Умер Юрий Бондарев

    Два года назад, по поводу смерти писателя Даниила Гранина, я заметил: "Великие писатели России прошлого века, передав эстафету великой…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments